Содержание
Для успеха любой компании необходимо занять собственную нишу на рынке товаров или услуг. Ее определяет не только клиентская база, общий имидж бренда и активы. Конкурентская среда тоже влияет на положение каждого игрока бизнеса. Объективно проанализировать все эти аспекты, существует востребованная процедура, swot-анализ организации. После проведения данного исследования становится ясно, с кем придется соревноваться за влияние в профессиональной среде и что сделать для укрепления собственной позиции.
Основную роль в конкуренции определяет спектр интересов. Он состоит из множества пунктов, которые зависят от специфики конкретной компании:
- репутация
- месторасположение офисов, торговых филиалов
- отзывы о бренде
- график работы
- программа лояльности
- качество оказываемых услуг, продаваемых товаров и многое другое.
Как определяют конкурентов
Именно на эти параметры обращает внимание клиент, когда обращается в ту или иную компанию. Ширина спектра интересов влияет на спрос в каждой нише бизнеса. Именно по этим пунктам проводится анализ основных конкурентов компании. Учитывая интересы потенциальной аудитории, становится ясно, что лучше проработано у конкурентов и фирмы заказчика анализа. Какие-то интересы в спектре будут на одном уровне, какие-то продуманы лучше, какие-то — хуже.
Разновидности конкурентов в бизнесе
Эксперты в сфере SWOT делят конкурентов на косвенных и прямых. И те, и другие имеют ту же потенциальную аудиторию, что и рассматриваемая компания. Как правило, ключевые клиенты могут «мигрировать» от одного исполнителя к другому в пределах определенной ниши. Их лояльность к организации будет зависеть от спектра интересов.
Задачи анализа SWOT |
||
Среда компании | Риски компании | Приоритеты и направления |
Определение внутренней и внешней среды | Изучают текущие и ближайшие | Приоритеты для достижения годовых целей |
Определение соответствия между ними | Они зависят от текущей стратегии, которую нередко приходится корректировать под ситуацию на рынке | Изменения во внешней среде, внутри компании для укрепления ее позиции на рынке |
За что ведется борьба в бизнес среде
Если определенную потребность клиента покрыл другой продукт или услуга, то конкуренция является косвенной. В этом случае ключевой клиент удовлетворяет свои потребности там, где учтено больше его интересов из личного списка. Прямой конкурент предлагает аналогичный товар или услугу. Косвенных клиентов без помощи эксперта выявить достаточно сложно. Более того, даже опытные бизнесмены не всегда объективно оценивают их влияние на бизнес.
Какую форму имеет анализ SWOT
Для действующего бизнеса исследование SWOT может иметь форму опроса, отчета, графика или таблицы. В других маркетинговых исследованиях проведение опросов считают нецелесообразным. Как правило, анкетирование вызывает у людей негативные эмоции и не всегда объективен. Но в анализе конкурентов важны именно субъективные ответы от людей из самых разных групп. Опрос проводят и среди клиентов компании, и среди ее целевой аудитории (в которую входят клиенты конкурентов).